понедельник, 27 декабря 2010 г.

Еще раз о борьбе за Continuous Presence

Уже не первый раз в нашей практике заказчики задают нам вопрос, каким образом можно получить "настоящую видеоконференцию", используя Microsoft OCS/Lync. Решение Microsoft, как известно, поддерживает только режим VAS (Voice Activated Switching), позволяя участникам видеть одного говорящего собеседника, которого система выбирает по уровню звукового сигнала. Если же непременно хочется видеть всех и сразу, это можно реализовать только путем интеграции в инфраструктуру Microsoft UC аппаратных MCU (Multipoint Control Unit), поддерживающих режим вещания Continuous Presence (CP). Среди компаний, выпускающих такие решения, наиболее известными брендами в России являются Polycom и Tandberg, и стоят устройства этих производителей весьма недешево.

Как правило, узнав примерную стоимость решения, заказчик скучнеет и резко теряет интерес к режиму CP, посчитав, что business value красивой картинки не так уж и высоко, как казалось раньше. На этот раз получилось по-другому, и нам представилась возможность собрать у заказчика демонстрационный стенд и своими глазами увидеть, что можно получить за эти деньги.

Поскольку в настоящее время основным стратегическим партнером Microsoft в области видеоконференцсвязи является Polycom, в первую очередь мы обратились к представителям этой компании, и те с подозрительной легкостью согласились предоставить для демонстрации необходимое оборудование. За что им, конечно же, огромное спасибо.

Для начала – несколько слов об идеологии комбинированного решения.
Сервер видеоконференций предоставляет в распоряжение пользователей виртуальные переговорные комнаты (Meeting Rooms), к которым они подключаются, используя различные оконечные устройства (endpoints). В режиме Continuous Presence MCU собирает видеопотоки участников и формирует результирующее видеоизображение, формат которого определяется либо общим макетом конференции, либо индивидуальными макетами, заданными для каждого из участников.

Принципиальной особенностью MCU, поддерживающих интеграцию с Microsoft UC, является возможность работы по протоколу SIP, благодаря чему устройство может регистрироваться на сервере OCS/Lync, используя собственную учетную запись, и получать вызовы от SIP-клиентов. Каждая виртуальная переговорная комната может быть добавлена в список контактов пользователя MOC/Lync виде отдельного контакта. Выполняя видеовызов такого контакта, пользователи попадают в общую видеоконференцию, устанавливая соединение, которое с точки зрения SIP-клиента является соединением типа точка-точка.

Устройства нужного нам типа представлены у Polycom линейкой RMX. Надо сказать, что эти устройства, начиная с самой младшей модели, обладают богатейшими возможностями видеоконференцсвязи, и было бы неправильно пытаться описать их все в этой статье. Применительно к нашей задаче – интеграции с Microsoft UC – их возможности практически одинаковы.

В наших руках оказался достойный представитель семейства Polycom RMX – модель RMX 2000. Это модульное устройство, которое поддерживает передачу видео в качестве от QCIF до HD 1080p, подключение до 40 абонентов в формате HD и кадровую частоту до 60 кадров/с. Макет конференции может содержать до 16 изображений участников. Подробнее о Polycom RMX 2000 можно почитать здесь.

Процесс интеграции RMX с OCS (а в нашем случае у заказчика был именно OCS) довольно прост и описан в отдельном документе. У нас не все получилось сделать (например, не отображались сведения о занятости виртуальной переговорной комнаты), что объяснятся банальным недостатком времени. Тем не менее, главная цель была достигнута – мы смогли собрать конференцию из пользователей OCS в формате CP.

И тут нас ждал главный сюрприз. Оказалось, что, несмотря на стратегическое партнерство c Microsoft, в устройствах Polycom еще не успели реализовать поддержку RTVideo, и поэтому передача видео между RMX и MOC возможна только в качестве CIF. Для разговора между двумя собеседниками, когда кадр размером 320х240 занят одним изображением, это вполне приемлемо, но когда этот кадр начинает делиться между несколькими участниками, становится довольно грустно. И очевидно, что заказчик не станет платить за картинку такого качества.

Но так просто мы сдаваться не собирались. Вспомнив, что желание видеть всех участников конференции исходило от Большого Начальника, мы решили, что всем остальным участникам будет достаточно видеть одно лицо – этого самого Большого Начальника, и для них качества CIF вполне хватит. Начальнику же было решено установить видеотерминал Polycom, который позволит показывать более красивую картинку. В качестве такого терминала мы выбрали устройство Polycom HDX 4000, но его в тот момент в наличии не оказалось, и нам предложили HDX 8000. Это автономное устройство позиционируется как видеотерминал для совещательных комнат, т.к. оснащается поворотной видеокамерой высокого разрешения и круговым микрофоном. Кроме того, этот терминал обладает встроенным MCU, который позволяет собирать небольшую видеоконференцию (до 4 человек) без использования дополнительного оборудования.

В нашем случае гораздо более важной особенностью устройств семейства HDX является то, что они поддерживают работу по протоколу SIP и могут регистрироваться на сервере OCS. Это означает, во-первых, что, используя терминал, можно связываться с клиентами, использующими MOC (правда, только в режиме точка-точка, из-за отсутствия поддержки RTVideo). В вторых, если пользователь регистрируется по SIP, используя MOC и HDX одновременно, он может получать вызов на оба клиента сразу, получая возможность выбирать, что использовать в том или ином случае.

Поскольку наши изыскания велись в режиме острой нехватки времени, мы не успели протестировать все возможные сценарии использования, хотя это было бы чрезвычайно интересно. Тем не менее, главная задача была решена. Настроив персональные макеты, мы обеспечили начальника возможностью видеть в приемлемом качестве всех участников совещания на терминале Polycom, а подчиненных – возможностью видеть начальника в MOC. Конечно, если бы подчиненные тоже использовали «родные» терминалы, картинка у начальника была бы существенно лучше, но такое решение будет иметь уже совсем мало общего с Microsoft UC :)

Возникает вопрос, много ли заказчиков согласится выложить круглую сумму за подобное расширение функционала OCS/Lync. Очевидно, что нет, поскольку обосновать эффективность такого решения будет очень непросто. В самом начале статьи было сказано, что Continuous Presence можно получить, только используя аппаратные MCU. Вообще говоря, это не совсем так – есть достаточно много программных решений, а в их числе и те, которые интегрируются с Microsoft UC. По крайней мере, одно из таких решений побывало у нас в руках (возможно, об этом будет отдельная статья). Опыт этот нельзя назвать успешным – решение пока довольно сырое, и мы не можем предлагать его заказчикам. Но хочется верить, что продукт будет развиваться и сможет составить конкуренцию аппаратным решениям, по крайней мере, в области простых задач, подобных нашей, где мощнейший потенциал используемых устройств остается невостребованным.

Комментариев нет:

Отправить комментарий